История одного города: чем Самара похожа на Нью-Йорк
Планировка Нью-Йорка и сказочная природа
Галина Калугина, Head of UX, Cloud Castle , переехала из Москвы: «Первое, что меня удивило: здесь рассказывают о локации как в Нью-Йорке — пересечениями улиц. Когда я стала смотреть на карту чаще, то поняла, что город действительно устроен параллельными и перпендикулярными прямыми. Есть река на севере — и улицы все в этой сетке находятся. Люди называют двумя улицами какое-то место, потому что город действительно очень логично построен. Московское шоссе — самое сложное в плане геометрии, оно ничему не параллельно.
Самарский Старый город — это совершенно фантастическое что-то. Там сохранилось еще деревянное зодчество, это завораживает. Жить в этих домах, наверно, совершенно невозможно, но чисто графически они волшебные.
Мой родной город в 180 км от Москвы. В Самаре другой климатический пояс, а значит, другие растения. Я по дороге до работы встретила два вида растений, которые до этого никогда не видела. Легко найти карликовые ирис или даже рябчик — он занесен в Красную книгу и есть только в трех регионах России. Здесь ты идешь по горе и видишь — о, дикий миндаль! Это в голове не укладывается».
Виктор Чикалов, мастер на строительном производстве: «Мне нравится этот город, нравятся природные рекреационные ресурсы этого региона: горы, пещеры, леса, реки. Многие уезжают летом на выходные за город, а на пляже между ж/д и автомобильным мостами на реке Сок обычно куча туристических палаток.
Ещё у нас проводят много фестивалей на природе: «Груша» (фестиваль авторской песни им. Валерия Грушина. — Прим. ред.), «Метафест», «Барабаны мира». Складывается ощущение, что туда съезжается пол-Самары.
Я рад, что Самара все же развивается: отстроена набережная, привели в порядок парк Гагарина, парк Юных пионеров. Там приятно находиться, гулять, проводить время с друзьями. А раньше кроме как с пивом я никого в таких местах не наблюдал (сейчас на набережной в Самаре нельзя пить спиртное, здесь дежурит патруль и следит за этим. — Прим. ред.)».
Сергей Видрашку, актер драматического театра, переехал из Санкт-Петербурга: «Самарцы гордятся в первую очередь своим брендом № 1 — Жигулевским пивоваренным заводом! Гордятся Волгой и Жигулевскими горами, АвтоВАЗом. Очень любят говорить о площади Куйбышева как о самой большой в Европе. Также не преминут сообщить о протяженности набережной, которая тоже в списке рекордсменов. Ну, и, конечно, Грушинский фестиваль (ежегодный фестиваль авторской песни им. Валерия Грушина. — Прим. ред.)! Это одна из местных особенностей, которые меня привлекают в Самаре. Там я не только отдыхаю и слушаю музыку, а еще каждый год нахожу новых, интересных, незабываемых людей.
Самара, честно говоря, мне не очень понравилась. Переезжать из Петербурга в Самару не совсем комфортно. Сравнивать эти два города не имеет смысла: Петербург — это красота, это культура, это иного порядка люди. Но Самара компенсирует все, в первую очередь своей природой. Каждое лето мы с друзьями выезжаем за Волгу, а в этом году даже собираемся купить лодку».
Дороже, чем в Москве
Галина Калугина, Head of UX, Cloud Castle: «В регионах все, кроме жилья и транспорта, намного дороже. Вопрос в том — насколько. Технику выгоднее заказывать у компаний, которые возят по Москве и отправляют через СДЭК. Он стоит примерно как курьер по Москве — получается сопоставимо по цене или даже дешевле.
Для разницы цен пропорция такая — покупки на 20 000 здесь будут с надбавкой в 3000–5000. Это достаточно много, до 25% к стоимости. В Москве значительно дороже жилье и транспорт, но если с этим нет проблем — можно обходиться меньшим бюджетом, чем в регионе.
Здесь развито сообщение с деревеньками, куда можно поехать просто потому, что там красиво. На тот же Тип-Тяв (самая высокая точка Сокольих гор, 23 км от города. — Прим. ред.) можно поехать на пикник — это вид на Волгу, на Жигулевские ворота, все эти петлючести воды. В Москве не так много мест, где можно провести время не дома и дешево. И там это будет достаточно заурядный досуг — ну, например, сходить в кино. А здесь есть альтернатива в виде гор».
Светлана Мартынова, менеджер по развитию бизнеса, ManpowerGroup Russia&CIS : «У нас достаточно дорогой город. Например, такси дороже, чем в Казани: там иногда выгоднее объединиться с кем-то и заплатить за поездку на машине 100–150 рублей, чем ехать общественным транспортом.
Скорее из Самары уезжают, чем приезжают. Раньше это был перспективный город, который конкурировал с Казанью, но за последние годы Самара сильно отстала. Уходят иностранные инвестиции, многие западные компании переехали в Тольятти, идет отток мозгов и хороших квалифицированных специалистов. Люди с удовольствием едут в соседние регионы, в столицы или туда, где есть интересные кластеры, — например, многих интересует Иннополис в Татарстане».
Диана Бугакова, консультант по подбору персонала, ALTA Personnel: «Уровень жизни постепенно растет, планка минимального оклада в определенных сферах тоже заметно выросла. При этом прямо пропорционально растут и потребности кандидатов. На мой взгляд, в среднем 500–1000 рублей необходимо для ежедневного комфортного существования (обед, транспорт и мелкие покупки)».
Виктор Чикалов, мастер на строительном производстве, переехал из Иркутска: «Сумма, с которой комфортно выйти из дома, — минимум 5000 рублей. В магазине на 1000 можно купить что-то на один-два раза поесть. А если что-то из бытовой химии на ту же сумму — вроде что-то купил, а как будто бы ничего нет. Букет цветов можно в среднем купить за 1500 рублей, на бензин уходит 1500–2000 в неделю. Много яблок по осени продают из «Жигулёвских садов» — это сезонный местный товар. Еще осенью на главной площади города работает ярмарка сельхозпродуктов. Некоторые закупаются там овощами и фруктами на весь год».
Кого ищут самарские компании
Светлана Мартынова, менеджер по развитию бизнеса, ManpowerGroup Russia&CIS: «В Самаре не хватает узкоквалифицированных специалистов. Бывает, что работодатель ищет специалиста с обязательным опытом работы на какой-то конкретной линии производства в компании с определенным количеством сотрудников. Это сложная задача для нашего региона.
Приток кадров в Самару идет из маленьких окрестных городов. Например, для Сызрани самарская зарплата, конечно, привлекательна. У работодателей есть потребность в кадрах, и многие готовы на поиск с релокацией. Это подразумевает особые условия для ценного специалиста из другого региона: более высокую зарплату, в которую заложены издержки на переезд, либо компенсацию расходов на жилье. Иногда в первый год сотрудничества компенсируют полностью, а во второй — частично. Еще есть вариант, когда работодатель оплачивает переезд всей семьи сотрудника. Такие предложения делают кандидатам, которых приглашают на должность, например, начальника производства: здешние специалисты такого профиля либо уехали в другие регионы, либо пристроены в хорошем месте и не хотят уходить оттуда.
Нынешний период называют новой экономической реальностью: это время, когда люди не слишком мобильны в плане работы. Непросто найти и хорошее место, и достойного специалиста. Люди держатся за работу, а компании за персонал. Подвижности рынка труда нет, поэтому сейчас очень распространен поиск среди пассивных кандидатов — трудоустроенных людей, которые не ищут работу. Некоторые компании ставят задачу искать только среди тех, кто активно работает, а кандидатов, которые сами в поиске, не хотят даже рассматривать».
Диана Бугакова, консультант по подбору персонала, ALTA Personnel : «Если говорить в общем, то на самарском рынке всегда есть потребность в кандидатах с высшим образованием, хорошими коммуникативными навыками, логичной и понятной мотивацией на работу. Городу очень не хватает кандидатов с адекватными зарплатными ожиданиями и умеренными карьерными амбициями.
Сейчас среди соискателей действительно много тех, кто приехал из других городов. Самые частые причины для переезда: семейные обстоятельства (замужество/развод) и более широкий спектр карьерных и профессиональных возможностей по сравнению с родным городом. Так, к нам часто переезжают кандидаты из небольших соседних городов: Тольятти, Саратов, Пенза, Уфа. Реже — из небольших городков Сибири, Юга.
Самарцы же переезжают чаще именно ради карьерных амбиций: более высокая должность или зарплата. Есть ещё несколько причин: смена климата (лидирует переезд в Сочи и Краснодарский край), переезд ради самого города (здесь лидирует Санкт-Петербург)».
Зарплаты в Самаре и ожидания претендентов
Виктор Чикалов, мастер на строительном производстве: «Я работаю мастером на линейном участке. Сфера строительства в Самаре, по-моему, хорошо развита. Но лично мне было сложно найти вакансию мастера или прораба. Идеальным кандидатом для работодателя был человек со стажем 40 лет и на зарплату 20 000 рублей. Кажется, устроиться проще всего менеджером по продажам. Я как ни открою hh.ru, avito — складывается ощущение, что Самара торговый город.
Те, кто приехал в Самару из моих коллег, прежде всего ценят рабочее место. Потому что в области, например, работы нет, а если и есть, то зарплата 10 000 — 13 000 рублей. Не знаю, как человек сможет на них жить».
Диана Бугакова, консультант по подбору персонала, ALTA Personnel: «Специфика Самары такова, что амбиции и ожидания кандидатов превышают их возможности и предложения компаний (в среднем на 15–20%). Особенно это заметно у кандидатов, которые только начинают свой карьерный путь или имеют опыт работы менее двух лет. С большим опытом в определенной сфере ожидания по окладам становятся реальнее, если рассматривается переход на аналогичную должность в другую компанию. При вертикальном карьерном росте кандидатов, которые не имели ранее такого опыта, ожидания все так же завышенные».
Светлана Мартынова, менеджер по развитию бизнеса, ManpowerGroup Russia&CIS: «Зарплатные ожидания всегда выше, чем предложения. Как правило, есть разрыв примерно в 20%, но бывает и больше. Если исходить из теории поколений, то сейчас на рынке поколение Y. Они всегда получать больше, строя свои зарплатные ожидания не на достоинствах и навыках, а на желании иметь определенную зарплату. Представители поколения Y готовы работать только в пределах личного комфорта и так, чтобы на работе было интересно, нескучно. Они никогда не нарушат баланс «работа — личная жизнь», поэтому материальная мотивация для них не работает. Они не будут работать целыми сутками ради повышения зарплаты — есть определенный предел, после которого, как ни увеличивай оплату, человек не будет работать больше или интенсивнее. Их мотивирует другое: гибкий график, удаленная работа, интересно построенные корпоративные жизнь и культура, возможность отдыхать и заниматься спортом. Поколение Y хочет идти на работу, которая «зажигает» и оставляет время для собственных увлечений. Они не готовы, как X, трудиться в ущерб свободному времени, сколько бы за это ни платили.
Уровень жизни и зарплат нельзя оценить, не сравнивая с другими городами. Когда ведешь подбор персонала одновременно в Самаре, Ульяновске и Казани, можно отметить различия. Раньше в Самаре платили, как в Казани, уровень жизни в этих двух городах был примерно одинаковый, а вот в Ульяновске платили меньше. Сейчас в нашем регионе уровень жизни стал ниже, а притязания и цены остались на уровне Казани, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга. Зарплаты остались примерно такими же, но все же немного уступают этим городам.
Самара сильно сдала за последние годы. Если раньше мы с той же Казанью конкурировали и были практически на равных, то сейчас отстаем».
Тишина, зелень и стереотипы о провинции
Галина Калугина, Head of UX, Cloud Castle: «Я думаю, что соотношение серого к зеленому во многом определяет уровень жизни. Если ты можешь себе позволить время где-то в зелени и тишине — это очень круто.
Люди, которые сравнивают столичную жизнь и провинцию, поддаются большому количеству иллюзий. Например, что в провинции все дешевле: это не так, здесь цена —это Москва плюс доставка.
Если ты живешь в большом городе, ты просто не замечаешь некоторых вещей. Например, уровень шума. Мне достаточно комфортно было в Москве, но, когда я пожила в Самаре два месяца и вернулась туда, я заметила этот дикий уровень шума. В метро очень громко. Когда включаешь наушники на максимум, этого просто не слышишь. Я очень давно не была в тишине, в Москве ее не бывает.
Еще в Самаре спокойнее. За 11 лет жизни в Москве я раз пять точно проверяла списки раненых и убитых на сайте МВД. У нас ведь периодически что-то взрывается. Я старалась не ездить в час пик на метро, осторожнее вести себя в местах массовых скоплений людей. Не то чтобы я все время чего-то боялась, просто эта осторожность стала частью привычки. А здесь я однажды шла домой в 12 ночи — и на улицах вообще никого не было, как будто все ложатся спать в 10 вечера.
Очень радует отсутствие долгой дороги на работу — это плюс два часа сна. В Москве я спала максимум 6 часов, просто не успевала делать все свои дела. Мы не бестелесные существа, и есть чисто биологические потребности — отдых, сон. Думаю, в Москве все такие нервные именно из-за нехватки сна».
Сергей Видрашку, актер драматического театра: «Я пожил и на Хлебной площади, и в районе «Ладьи». Я до сих пор очень люблю эти места и скучаю по ним. Здесь потрясающий вид на Волгу, рядом река и набережная, и в то же время все это в центре города!
«Хорошая Самара» — это ее старые улочки и деревянные домики на них. Как-то я, будучи студентом, прогуливался по улице Самарской после очень трудного и очень тяжелого в психологическом смысле дня. Там я поймал себя на мысли, что нахожусь совершенно в другом городе, времени, в другой среде. Это так впечатлило, что я понял, насколько этот город может быть разнообразным, неоднозначным, интересным и вообще вневременным».